2
3
Отчёт о результатах самообследования Автономной некоммерческой организации
дополнительного образования «Школа ТЭО» или Организация) является средством
обеспечения информационной прозрачности нашего образовательного учреждения. Отчёт
призван информировать родителей и их детей, учредителя и общественность города
Тольятти об основных направлениях и результатах образовательной деятельности
Организации.
Аналитическая
часть
отчета
включает
оценку деятельности образовательной
организации в соответствии с п. 6 Порядка проведения самообследования образовательной
организации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования
образовательной организацией» и с п.7 и п.8 Приказа Минобрнауки Росси от 14.12.2017 №
1218.
Надеемся, что отчёт будет способствовать повышению открытости образовательной
системы Организации, привлечению новых ребят, желающих
нашего
учреждения,
художественной,
участвовать
технической,
в
городских
естественнонаучной,
заниматься в объединениях
мероприятиях
гуманитарной
интеллектуальной,
и
социально-
экономической направленности, организуемых нашей Организацией, позволит привлечь
новых социальных партнёров для реализации совместных программ и проектов,
направленных на развитие детей и молодежи в разных сферах.
4
РАЗДЕЛ I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Общая характеристика организации
1.1 Общие сведения об организации
Название
учреждения
образовательного
Тип и вид общеобразовательного
учреждения
Организационно-правовая форма
Учредитель
Год основания
Юридический адрес
Телефон
E-mail
Адрес сайта в Интернете
Должность руководителя
Фамилия,
имя,
руководителя
Лицензия
отчество
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного образования «Школа ТЭО»
Организация дополнительного образования
Автономная некоммерческая организация
Ракицкая Т.В., Жарких Е.В.
2022
445045, Российская Федерация, Самарская обл.,
г. Тольятти, ул. Мурысева, 59-89.
(89276)148831
neschool63tlt@mail.ru
http://neschool-tlt.profiedu.ru
Директор
Ракицкая Татьяна Валериевна
No Л035-01213-63/00592158, от 02.08.2022 г.
5
1.2Принципы и предмет деятельности Организации
АНО ДО «Школа ТЭО» –учреждение дополнительного образования детей и взрослых.
Организация
учебно-воспитательного процесса
в
АНО ДО «Школа
ТЭО» (далее – Организации) осуществляется на основе Конвенции о правах ребенка,
Закона РФ «Об образовании», Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г.
N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, Концепции развития
дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от
4 сентября 2014 г. № 1726-р), санитарно-эпидемиологических требований к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20»), приказом Министерства образования и
науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ",
Устава Центра, приказов, методических писем и рекомендаций Министерства образования и
науки РФ, локальных актов и внутренних приказов Центра.
Предметом деятельности АНО ДО «Школа ТЭО» является осуществление
образовательного процесса, составными частями которого является учебно- воспитательная,
творческая,
научно-исследовательская,
культурнопросветительская,
социальная
деятельность.
Выбор конкретных направлений образовательной деятельности определяется
интересами детей и подростков, потребностями семьи, запросами социума, наличием
ресурсов и специалистов соответствующего профиля, особенностями социальноэкономического развития г.о. Тольятти.
При организации образовательного процесса соблюдаются следующие
принципы:
системного подхода к постановке
и решению
задач образования,
воспитания, развития личности и самоопределения;
добровольности и доступности дополнительного образования;
свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, творческого
развития личности;
дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося;
сочетания очных и дистанционных форм организации образовательного процесса;
сочетания групповых, массовых, индивидуальных форм работы детских
объединений;
преемственностью дополнительных программ по направленностям и годам обучения.
В результате систематического изучения социального заказа выявляется система
предпочтений, которая является основой для корректировок в формировании учебного
плана, который обеспечивает решение стоящих перед Организацией целей и задач и
учитывает специфику учреждения, основные направления деятельности, потребности детей
и родителей города, кадровый потенциал.
Образовательный процесс в АНО ДО «Школа ТЭО» осуществляется по шести
направленностям:
естественнонаучная;
социально-гуманитарная;
техническая;
туристско-краеведческая;
физкультурно-спортивная
художественная.
Основной формой образовательной работы с обучающимися являются занятия в
6
творческих объединениях (группах).
1.3 Цели и задачи образовательной деятельности
Стратегической целью образовательной деятельности АНО ДО «Школа ТЭО»
является создание мотивирующей образовательной среды в совокупности физических,
психологических и методических условий, направленной на интеллектуальное развитие,
жизненное и профессиональное самоопределение детей и молодежи.
Для реализации этой стратегической цели задаются и последовательно решаются
следующие задачи:
1) По всем направленностям деятельности Организации повысить качество образования,
результаты обучения и мотивацию обучающихся, обеспечить сохранение и укрепление
их физического и психического здоровья за счёт освоения и применения всеми
педагогами эффективных образовательных, в том числе проектных, технологий,
развитие практики проектного менеджмента, внедрение технологий цифровой школы,
дистанционных форматов обучения.
2) Усилить работу по ресурсному обеспечению деятельности Организации через
привлечение средств: участие в конкурсах грантовой поддержки, расширение платных
услуг, работу с родителями и партнерами.
3) Активизировать деятельности педагогических работников по привлечению
обучающихся к участию в проектной, учебно-исследовательской деятельности, в
конкурсах, мероприятиях и проектах, в том числе в каникулярное время.
1.4 Характеристика контингента обучающихся
За 2024 год в Организации обучалось 176 детей в возрасте от 6,5 до 14 лет.
Обучение в АНО ДО «Школа ТЭО» ведется на платной основе.
Образовательный процесс организован на арендованных площадях Центра (ул.
Мурысева 52Б.)
Направленность
Количество обучающихся по направленностям:
2024
Учебный
год Количество
% от общего
числа обучающихся
детей
Естественнонаучная
Социально-гуманитарная
Техническая
Туристско-краеведческая
Художественная
Физкультурно-спортивная
Всего:
0
176
0
0
0
0
176
0
100
0
0
0
0
100
100% всех зачисленных обучающихся занимаются по программам всех направлений
Характеристика обучающихся по возрастам:
2022
Учебный
год
Кол-во
% от общего
Возраст обучающихся
детей
числа
обучающихся
Дошкольный возраст (5,5 – 6,5 лет)
21
11,9%
Младший школьный возраст (7 - 11 лет)
85
48,3%
Средний школьный возраст (12 - 17 лет)
70
39,8%
Итого:
176
7
1.5 Система управления
Управление Организацией осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах
ребенка, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, Уставом АНО ДО «Школа ТЭО» и другими
нормативными документами, регламентирующими функционирование и развитие
учреждения.
Управление строится на гуманистических, демократических принципах воздействия, с
учетом психологических основ управления, на принципах единоначалия и самоуправления.
Структура управления основана на делегировании ответственности и полномочий,
определении «территорий полномочий и ответственности» всех субъектов управления.
В Организации функционирует организационная структура матричного типа, которая
адаптирована под проектное управление. Каждый сотрудник, находясь в структуре какоголибо подразделения Организации, одновременно входит в состав исполнителей одного или
нескольких проектов.
№
1.
2.
3.
4.
5.
Так, в 2023 году в Центре функционирует пять проектов:
Ответственн
Название проекта
Цель деятельности отдела
ый
Гуманитарный
Жарких Е.В
Привлечение детей и молодежи к занятиям по
дополнительным программам гуманитарного
отдела и повышение профессионального
уровня педагогов через овладение ими
современным содержанием, деятельностными
технологиями и эффективными формами
организации учебного процесса
Естественнонаучный Ракицкая
Содействие успешной самореализации детей в
Т.В.
области естественных наук и учебного
исследования
и
развитие
творческого
потенциала и профессионального мастерства
педагогов отдела
Отдел технического Жарких Е.В.
Повышение эффективности образовательного
и художественного
процесса по дополнительным программам
творчества
технической
и
художественной
направленностей и развитие творческого
потенциала и профессионального мастерства
педагогов отдела
Шайхутдинова Повышение эффективности образовательного
СоциальноИ.В.
экономический
процесса по дополнительным программам
социально-педагогической направленности и
повышение профессиональной компетентности
педагогических работников отдела
Школа
дошкольников
«Ступеньки
школе»
для Яковлева Е.В.
к
Эффективная реализация разнообразных
дополнительных программ для дошкольникови
методическое обеспечение педагогической
деятельности работников предшколы для
дошкольников «Ступеньки к школе»
8
В соответствии с Уставом Организации органами управления являются
Общее собрание работников и Педагогический совет.
В отчетном периоде Общее собрание работников организовывалось
для обсуждения актуальных вопросов организации деятельности коллектива,
в том числе внесение изменений в локальные акты.
Педагогический совет, в начале 2024-2025 учебного года, ставил
стратегические цели для развития организации рассматривал вопросы
системного подхода к планированию деятельности в рамках проектного
офиса Организации с учетом целей и задач учреждения. В начале 2024 года
на педагогическом совете определены перспективы развития Организации на
новый учебный год, а также утвержден перечень образовательных программ,
принимаемых к реализации в новом учебном году.
На сайте Организации ежедневно размещается полезная информация
для освещения деятельности Организации, о плановых мероприятиях,
проектах, программах дополнительного образования, результатах творческих
конкурсов обучающихся и педагогов и т.д.
В 2022 году разработан сайт Организации (http://neschool-tlt.profiedu.ru
), где размещена вся необходимая информация об организации, нормативные
документы.
Немаловажный информационный ресурс, который эффективно
используется Организацией для продвижения учреждения, – открытая
группа в социальной сети «ВКонтакте». К концу 2024 года количество
участников группы стало 1020 человек (в начале 2023 году –320 человек). В
группе Организации размещается различная информация, представляющая
интерес для сообщества (публикации, фотографии, анонсы мероприятий,
конкурсов, фестивалей, акций и т.д.).
2. Содержание и технологии образовательного процесса
2.1 Программное обеспечение образовательного процесса
Все программы, реализуемые в АНО ДО «Школа ТЭО», являются
модульными.
Список
дополнительных
программ
№
I
II
III
Направленность
образовательной
программы
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
общеобразовательных
Название
образовательной
программы
«Ступеньки к школе»
общеразвивающих
Возраст Количество Количество
часов в
неделю
часов в год
5-7
6
168
«Семейные классы»
7-10
40
1360
«Семейные классы»
11-15
35
1190
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Семейные классы» состоит из следующих курсов
№
1
Направленность
образовательного
курса
Естественно-
Название
образовательного курса
«Загадки природы»
Возраст Количество Количество
7-10
часов в
неделю
часов в год
2
68
9
20
научная
Естественнонаучная
Естественнонаучная
Естественнонаучная
Естественнонаучная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Социальногуманитарная
Техническая
21
Техническая
«Умники и умницы»
7-10
1
34
22
Техническая
13-15
8
272
23
Техническая
13-15
1
34
24
Художественная
7-10
1
34
25
Художественная
7-10
1
34
26
Художественная
«Функциональная
математическая
грамотность»
«Информационная
безопасность»
«Творческая
мастерская»
Вокальная студия
«Весёлые нотки»
«Арт-студия картинка»
7-10
2
68
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
«Маленький учёный»
7-10
2
68
«Шаг в медицину»
13-15
2
68
«Химия. Старт в науку»
13-15
2
68
«Физика. Старт в науку»
13-15
2
68
«Занимательный
русский язык»
«Литературное
творчество»
«Academy stars»
7-10
5
170
7-10
4
136
7-10
3
102
«Финансовая
грамотность»
«Русская словесность»
7-10
2
68
13-15
4
136
«Художественное слово»
13-15
2
68
«Gateway to the world»
13-15
3
102
«Страницы всемирной
истории»
«Личности в истории
России»
«Человек, природа,
общество»
«География России»
13-15
2
27
13-15
2
41
13-15
1
34
13-15
2
68
«Разговоры о важном»
7-10
1
34
«Разговоры о важном»
13-15
1
34
«Проект моего
будущего»
«Учись учиться»
13-15
1
34
7-10
5
170
10
27
Художественная
28
Художественная
29
Физкультурноспортивная
Физкультурноспортивная
Туристскокраеведческая
30
31
«Коллективнотворческие дела»
«Коллективнотворческие дела»
«Ритмика»
7-10
4
136
13-15
2
68
7-10
2
68
«Dance-fitness»
13-15
2
68
«Я познаю этот мир»
7-10
5
170
В рамках направленностей программы распределены следующим образом:
Чтобы реализовать принципы доступности и вариативности,
предоставить ребенку возможность выбора содержания обучения в
соответствии с его интересами, а также возможность выбора
соответствующего его способностям уровня освоения содержания,
программы структурированы по модульному принципу организации
содержания. Модули программ предполагают освоение содержания на
разных уровнях: ознакомительном (недельная нагрузка 1 час), базовом
(нагрузка в неделю 2 часа), продвинутом (нагрузка в неделю 3-4 час.). Тем
самым программы содействуют сохранению единого образовательного
пространства и предоставляют возможности для реализации различных
подходов к построению образовательного процесса в объединении.
Продолжительность освоения программ по годам определяется педагогом в
соответствии с запросом детей и родителей, с учетом социального заказа.
Группы обучающихся сформированы по годам обучения.
Образовательные программы охватывают возрастную категорию
обучающихся от 5.5 до 17 лет.
2.2 Здоровьесбережение и обеспечение безопасности обучающихся
В АНО ДО «Школа ТЭО» большое внимание уделяется
здоровьесбережению
обучающихся.
Данные
вопросы
регулярно
рассматриваются на педагогических советах, административных совещаниях.
По итогам 2024 года случаев производственного травматизма с учащимися во
время образовательногопроцесса не было.
Численный состав каждого объединения определяется образовательной
программой, возрастом обучающихся, годом обучения.
Средний показатель наполняемости групп в объединениях по
учреждениюв 2024 году составляет 11 человек.
Недельная нагрузка на одного обучающегося не превышает предельно
допустимой и в случаях, когда ребенок посещает два или более объединений.
Режим работы Организации в 2024 году строится на основании локального акта
«Режим
учебных
занятий
учащихся
Организации»,
принятый Педагогическим советом от 26.08.2023г. Это
пятидневная учебная неделя;
занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня;
занятия для одной группы проводятся 1-3 раза в неделю.
Продолжительность учебного часа в соответствии с СП 2.4.3648-20
составляет 25 минут для дошкольников и 40 минут для учащихся
школьного возраста.
11
время окончания занятий – не позднее 20.00;
в каникулярное время расписание занятий может быть изменено, так
как
помимо
учебных
занятий
в
каникулярное
время
предусматриваются мероприятия досугового характера, экскурсии и
выезды на мероприятия различного уровня.
Продолжительность учебного года и количество учебных недель
зафиксировано в локальном акте «Календарный учебный график АНО ДО
«Школа ТЭО» на 2024-2025 учебный год» (принят педагогическим советом
26.08.2024 г., протокол № 2).
Начало учебного года для групп 2-го и последующих годов обучения с
1 сентября, а 1-го года обучения - с 1 сентября. Окончание занятий по
дополнительным программам 31 мая.
В летний период учащиеся занимаются по краткосрочным программам
летних профильных смен и отрядов. Таким образом, образовательный
процесс организован в течение всего календарного года, включая
каникулярное время.
На учебных и внеклассных занятиях педагоги Организации активно
используют технологии здоровьесбережения.
Приказом директора Организации назначен ответственный за
противопожарную безопасность. Ведется журнал учета о проведении
инструктажа противопожарной безопасности. Сотрудники ознакомлены с
инструкцией о порядке оповещения людей в случае пожара, а также
проводятся тренировки эвакуации с отличными показателями.
Противопожарное состояние здания обеспечивается наличием
противопожарного инвентаря.
На первом, втором и третьем этажах расположены планы эвакуации
людей в случае пожара.
Здание имеет теплоснабжение, водоснабжение, канализацию. В здании
находится 3 туалета, установлены раковины для мытья рук. Имеется
канализационная система.
В арендуемом учреждении дежурят охранники ЧОП «КОДЕКС» с
целью обеспечения безопасности всех участников учебно-воспитательного
процесса, контроля над посетителями и сохранности имущества Организации,
установлено видеонаблюдение.
2.3 Проведение учрежденческих мероприятий для педагогов
За 2024 год на учрежденческом уровне было проведено 4 обучающих
семинара, тренинга, практикума с охватом 100% педагогического состава.
2.4 Использование педагогическими работниками цифровых технологий
Все активнее используются педагогами социальная сеть ВКонтакте для
организации работы с детьми, педагогами, родителями. В этих группах
размещается различная информация, представляющая интерес для всего
городского сообщества (публикации, фотографии, анонсы мероприятий,
конкурсов, фестивалей, акций и т.д.).
2.5 Мониторинг соответствия образовательной деятельности
потребностям социума
Ежегодно в Организации проводится социологический мониторинг с
целью выявления интересов детей 3- 17 лет, потребностей родителей, уровня
удовлетворенности обучающихся услугами Организации.
12
На
основе
полученных
данных
формируется
социальноориентированная образовательная политика учреждения: целенаправленная,
системная, адресная. Объектами в социологических исследованиях,
проводимых Организацией, являются обучающиеся Организации и их
родители, а также участники мероприятий. Предметом социологических
исследований являются потребности, интересы, предпочтения детей и
взрослых, их удовлетворенность услугами, оказываемыми Организацией.
Цель мониторинга – определение удовлетворенности образовательными
услугами: детей и родителей.
В результате систематического изучения удовлетворенности родителей
и обучающихся работой Организации выявляется система предпочтений
потребностей социума, которая является основой для корректировок в
формировании учебного плана на следующий учебный год.
В целях выявления соответствия образовательной деятельности с
потребностями социума ежегодно проводятся социологические исследования:
анкетирование учащихся;
опрос родителей детей, учащихся в Организации;
обратная связь от участников мероприятий, организованных Центром.
С ноября 2024 по февраль 2025года в АНО ДО «Школа ТЭО» проводилось:
исследование
удовлетворенности
работой
Организации
среди обучающихся и родителей
оценка
организации
и
проведения
городских
мероприятий и интеллектуальной направленности его участниками.
2.6 Результаты анкетирования потребителей услуг
По вопросам информированности о работе и услугах Организации.
Большинство опрошенных отметили, что узнали о работе нашей
Организации и, соответственно, приходят на обучение, от знакомых (это
48,8%). Узнали из соцсетей, Интернета, – 23%, подсказали в детсаду/школе –
7%; ранее ходили (со старшими детьми) – 7%, живут рядом и др. – 12 %.
Таким образом, основной поток обучающихся приходят в
Организацию по рекомендациям, либо уже в соответствии со сложившимся
личным опытом и мнением: рекомендуют знакомые, родственники, родители
одноклассников.
Увеличился процент посетителей Организации, узнавших о нем через
Интернет, соцсети (в сравнении с прошлым годом – с 43 до 62%).
3. Ресурсы образовательного учреждения
3.1 Кадровые ресурсы
Центр полностью укомплектован высокопрофессиональными кадрами.
79% педагогического коллектива имеет стаж работы более 10 лет.
100% руководящих работников АНО ДО «Школа ТЭО» имеют высшее
образование, а также диплом по направлению «Менеджмент»,
свидетельствующий об их профессиональной переподготовке.
13
0
0
17
0
Художественная
Социально –
гуманитарня
17
Естественн
о-научная
психологи
1
Техническая
2
Всего
(штатные +
совместители)
Туристско –
краеведческая
2024
руководители
Г
о
д
Численность педагогических работников АНО ДО «Школа ТЭО»
Педагоги дополнительного образования
Из них по направленностям
0
3.2 Краткая характеристика кадрового обеспечения
Значение показателя
Показатель
2024
Образование
Высшее
85%
Среднее специальное
15%
Стаж работы
До 5 лет
15%
От 5 до 10 лет
5%
От 10 лет и более
80%
Ученое звание
Кандидат наук
0
Почетные звания и награды
Почетный
работник
0
общего
образования РФ
Награжденные почетной
0
грамотой
Министерства образования РФ
В 2024 году педагогические работники на аттестацию не выходили.
3.3
Материально-технические
образовательного процесса
условия
для
осуществления
Принципиальный подход к обеспечению образовательного процесса
представляет собой следующее: полноценное дополнительное образование
может быть реализовано только с использованием современных средств
обучения и соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Учебные кабинеты оснащены учебной мебелью и всем необходимым
оборудованием. Образовательные программы имеют методическое и
дидактическое обеспечение.
3.4 Отчёт об использовании средств
В 2024 году объём поступивших средств составил 29 813,2 тыс. руб.
Расходы
в том числе: оплата труда и начисления на выплаты по оплате
труда
оплата работ, услуг
Сумма, тыс.руб.
14 214,7
11 949,4
14
прочие расходы
Поступление нефинансовых активов
3 179,8
73,3
3.5 Внешние связи и имидж АНО ДО «Школа ТЭО»
Организация организует совместную работу с социумом и привлекает
к сотрудничеству ученых, руководителей малого бизнеса, преподавателей
вузов, деятелей искусства и культуры, специалистов различных организаций,
деятельность которых способствует развитию учреждения.
Организация активно сотрудничает по всем направлениям своей
деятельности с учреждениями и общественными организациями городского,
областного, федерального уровней. Количество социальных партнеров
(учреждений, организаций) - 51. С нами сотрудничало 102 человек, 15 из
которых привлечено к сотрудничеству впервые.
Участие в различных конкурсах сформировало имидж Организации
как инновационного учреждения.
Выводы о деятельности АНО ДО «Школа ТЭО» и задачи на следующий год
3.6 Выводы о деятельности Организации
Цель и задачи, поставленные перед коллективом Организации в 2023
году, в основном выполнены. Фактические результаты по таким важнейшим
показателям, как количество обучающихся по дополнительным программам и
сохранение контингента обучающихся, стабильны в течение последних лет.
3.7 Цели и задачи на 2025 год
Стратегической целью образовательной деятельности является
создание мотивирующей образовательной среды в совокупности физических,
психологических и методических условий, направленной наинтеллектуальное
развитие, жизненное и профессиональное самоопределение детей и
молодежи.
Для реализации этой стратегической цели задаются и последовательно
решаются следующие задачи:
Задачами деятельности образовательного учреждения обозначены:
1. Усилить работу по привлечению детей и молодежи к занятиям по
программам дополнительного образования в Организации и сохранению
контингента обучающихся, в том числе за счет формирования открытости
и максимальной информированности населения о работе организации
современными средствами продвижения в Интернет.
2. По всем направленностям деятельности организации повысить качество
образования, результаты обучения и мотивацию обучающихся,
обеспечить сохранение и укрепление их физического и психического
здоровья за счет освоения и применения всеми педагогами эффективных
образовательных
технологий,
развитие
практики
проектного
менеджмента, внедрение технологий цифровой школы.
3. Усилить работу по ресурсному обеспечению деятельности организации
через привлечение средств: участие в конкурсах грантовой поддержки,
расширение платных услуг, работу с родителями и партнерами.
4. Активизировать
деятельности
педагогических
работников
по
привлечению учащихся
к
участию
в
проектной,
учебноисследовательской деятельности,в конкурсах, мероприятиях и проектах, в
том числе в каникулярное время.